Сайменский канал
Сайменский канал расположен между озером Сайма и Выборгским заливом. Часть его принадлежит РФ, и Финляндия использует эту часть на основании договора аренды. В 2022 г. появилась информация, что Россия готова откорректировать договор об аренде этого водного пути, если Финляндия вступит в Североатлантический блок.
В статье расскажем, где находится этот водный путь и что он значит для Финляндии, какие условия аренды для финнов, краткую историю этого водоема, а также возможность экскурсий.
Содержание
Место расположения канала
Он находится на востоке Финляндии, соединяет озеро Сайма и Выборгский залив (территориально принадлежит России). На Сайменском канале находится 8 шлюзов. Три из них расположены на финской стороне, а остальные пять – на российской территории.
Сайменский канал на карте
Граница
Канал пересекает госграницу России и Финляндии. Неподалеку после границы находится КПП «Нуйямаа».
Кому принадлежит
Транспортная артерия начинается в Выборге, а ее конец находится в финляндском городе Лаппеэнранта. Благодаря этой водной артерии становится возможным судоходство из вод востока Финляндии в государства Европы.
Сооружен в 1856 г., когда Финляндия была частью Российской империи. После подписания договора от 1940 г. часть постройки оказалась в составе СССР, и этот транспортный путь перестал существовать.
Протяженность канала
Протяженность Сайменского канала – 57,3 км, из них свыше 23 км – на финской территории.
Откуда берет начало в Выборге
Канал берет начало в Выборгском заливе.
Где заканчивается
Заканчивается этот водный путь возле озера Сайма, недалеко от города Лаппеэнранта.
Договор аренды Сайменского канала
Этот договор подписан на 50 лет и решает все вопросы по поводу отношений между сторонами, плате и использования ресурсов.
Когда подписан договор
Договор подписан между СССР и Финляндией в 1962 г.
Протяженность арендуемой части
Протяженность арендуемой части канала – 19,6 км.
Условия договора
Согласно документу от 1962 г., срок пользования истекал в 2013 г., потому что был подписан сроком на полвека. Поэтому в 2010 г. сторонами было согласовано подписание новой редакции российско-финского договора. Он начал действовать в феврале 2012 г.
Согласно документу, Финляндии на 50 лет передается в аренду часть территории РФ – водного пути с прилегающей к ней акватории и участком земли. При этом финляндской стороной запрещается использование природных ресурсов.
Финляндия возложила на себя обязательство реконструировать Сайменский канал, а СССР – построить на нем мосты и иные сооружения на финские средства. Предусматривалось, что стоимость аренды будет изменять в случае девальвации или ревальвации рубля. В 1990-е гг. размер платы был изменен. В 2006 г. сумма платы вновь была пересмотрена.
По условиям договора, постоянная плата за аренду была 1220 тыс. евро в год. За единицу валовой вместимости суден, прошедших по торговому пути, предусмотрена плата в 18 евроцентов.
Продолжительность аренды
Время действия аренды канала между Россией и Финляндией составляет 50 лет.
Когда заканчивается договор аренды
Срок договора относительно части, принадлежащей РФ, истекает в 2063 г.
Россия может приостановить действие договора
Россия откорректирует действие договора, если Финляндия станет членом Северо-Атлантического альянса. По состоянию на 2023 г., эта страна продолжает арендовать российскую часть водного пути.
Сайменские шлюзы
Всего имеется 8 шлюзов, 5 из которых – на территориях РФ, контролируемых ФГУ «Сайменский канал».
Старые
Старые шлюзы сооружены их гранитных блоков. Были одно-, двух- и трехкамерные сооружения. Всюду были установлены ворота из разного количества створок. Ворота открывались и закрывались в ручной способ, а для регуляции уровня воды применялись затворы.
В разное время на старом Сайменском канале были такие шлюзы:
- Лауритсала;
- Мялкия;
- Малая Мустола;
- Туохимяки;
- Туомая;
- Ряйхя;
- Малый Пялли;
- Большой Пялли;
- Лиетъярви;
- Ряттиярви;
- Сяркиярви;
- Парвила;
- Юстила;
- Лавола.
Лучше всего сохранился шлюз «Малая Пустола». Сохранились нижние ворота с механизмами регуляции уровня вода. Верхние ворота не сохранились. В течение 2008 – 2009 гг. здесь проводились реставрационные работы, сооружен пешеходный мост.
Новые
Новые шлюзы все имеют одну камеру, нижние ворота – с двумя створками, а те, что расположены в верхней части – плоские. Их ворота и устройства изменения уровня воды работают на электричестве. Первоначально у каждого шлюза был пульт управления. Однако с 2002 г. применяется дистанционное управление. Шлюзы сооружались из бетона, отдельные выдалбливались в скалах.
Часть Сайменских шлюзов имеет разводные мосты. Они установлены в нижнем бьефе.
Длина шлюзов – 85 м, ширина – 13,2 м. Они рассчитаны на такие габариты морских транспортных средств:
- длина – 82 м;
- ширина – 12,2 м;
- глубина осадки – 435 см;
- высота мачты – 24,5 м.
Максимальный спад высоты на пункте «Мялкия» – 12,4 метра, а минимальный – на «Цветочном» – всего 5,5 м.
Шлюзы имеют такие названия:
- Брусничное;
- Искровка;
- Цветочное;
- Илистое;
- Пялли;
- Соскуа;
- Мустола;
- Мялкия.
Первые пять шлюзов – на территории, арендованной Финляндией у России.
Рыбалка
Это место нельзя назвать отличным для рыбалки. Из-за браконьерства количество рыбы постоянно уменьшается. Здесь живут промышленные виды рыб.
Наиболее привлекательное место для рыбной ловли – Новинский залив, между Павловским мостом и шлюзом «Брусничное» и в бухте «Защитная», в конце канала. Однако и в этих местах большая рыба почти не встречается.
Экскурсии
Берега Сайменского канала в Выборге живописные, здесь очень красивая природа и есть места для отдыха. Встречаются садоводства, и на их территории есть пляжи, правда, незначительные по площади. В теплое время года можно заказать экскурсии из Выборга или Петербурга к финской Лаппеэнранте. В ходе круизов туристы могут посетить и другие живописные города. Все зависит от наполненности выбранного тура.
Обычно круизы по Сайменскому каналу занимают несколько дней. Туристам доступны предложения, когда в Финляндию можно плыть по воде, а обратно ехать автобусом. Такое комбинированное путешествие проходит быстрее. На берегах есть много исторических мест – старых шлюзов, памятных знаков.
Значение Сайменского канала для Финляндии
С начала эксплуатации экономическое значение этого транспортного пути для Финляндии было огромным. К примеру, население Карелии, Саволакса стало независимым от порта Ботнического залива и Ладожского озера (они располагаются далеко от этих регионов). В честь открытия канала финский поэт Захариас Топелиус написал торжественный стих.
Канал является стратегическим и для современной страны. Он дает выход на Выборг. При транспортировке крупногабаритных и сыпучих грузов используется именно этот путь.
Также он имеет природоохранное, общественное, культурное значение. Он сохраняет рабочие места и в значительной степени поддерживает грузопоток. Для грузов, проходящих по Сайменскому каналу из Выборга, не взимается навигационный сбор.
Краткая история объекта
После войны между Россией и Швецией в начале 19 века Финляндия вошла в состав России. Значительное внимание уделялось развитию этого региона, и был поднят вопрос о строительстве водной дороги, соединяющей водоем Сайма и Финский пролив. Проект требовал постройку шлюзов, потому что уровень озера находился выше моря на 75 м.
Канал между озерами строился 11 лет, и к работам были привлечены шведские инженеры. Всего было прорыто более 36 км. Остальная часть транспортного пути пришлась на реки и озера. Примечательно, что строительство объекта обошлось властям дешевле, нежели планировалось ранее. В него было вложено 12 млн. финских марок, и окупилась эта сумма за четверть века.
Строительство водного пролива положительно повлияло на развитие экономики Финляндии: на него приходилась значительная часть грузооборота. Количество пароходов, курсирующих по водной артерии, стремительно увеличивалась. После 1917 года отношения между Финляндией и Россией, потом СССР были напряженными. Началась реконструкция шлюзов.
В период Второй мировой войны транспортного движения в этом регионе не было. С 1948 г. между странами начались переговоры о возобновлении эксплуатации транспортной артерии, и Финляндия отдала России ее часть. Это было связано с тем, что финны были заинтересованы в водном пути.
Решение об эксплуатации было подписано в 1962 г. После реконструкции через 6 лет началось движение транспортных средств. В 2012 г. был подписан новый договор.
Фото
Сайменский канал имеет важное экономическое значение для Финляндии. С его помощью осуществляется большинство грузоперевозок в страны Европы. Кроме того, он выполняет природоохранную, рекреационную и историко-культурную ценность. Вопросы, касающиеся эксплуатации этого водного пути Россией и Финляндией урегулированы до 2063 г.