fbpx

Сайменский канал

Сайменский канал расположен между озером Сайма и Выборгским заливом. Часть его принадлежит РФ, и Финляндия использует эту часть на основании договора аренды. В 2022 г. появилась информация, что Россия готова откорректировать договор об аренде этого водного пути, если Финляндия вступит в Североатлантический блок.

В статье расскажем, где находится этот водный путь и что он значит для Финляндии, какие условия аренды для финнов, краткую историю этого водоема, а также возможность экскурсий.

Место расположения канала

Он находится на востоке Финляндии, соединяет озеро Сайма и Выборгский залив (территориально принадлежит России). На Сайменском канале находится 8 шлюзов. Три из них расположены на финской стороне, а остальные пять – на российской территории.

Сайменский канал на карте

Граница

Канал пересекает госграницу России и Финляндии. Неподалеку после границы находится КПП «Нуйямаа».

Кому принадлежит

Транспортная артерия начинается в Выборге, а ее конец находится в финляндском городе Лаппеэнранта. Благодаря этой водной артерии становится возможным судоходство из вод востока Финляндии в государства Европы.

Сооружен в 1856 г., когда Финляндия была частью Российской империи. После подписания договора от 1940 г. часть постройки оказалась в составе СССР, и этот транспортный путь перестал существовать.

Протяженность канала

Протяженность Сайменского канала – 57,3 км, из них свыше 23 км – на финской территории.

Откуда берет начало в Выборге

Канал берет начало в Выборгском заливе.

Где заканчивается

Заканчивается этот водный путь возле озера Сайма, недалеко от города Лаппеэнранта.

Договор аренды Сайменского канала

Этот договор подписан на 50 лет и решает все вопросы по поводу отношений между сторонами, плате и использования ресурсов.

Когда подписан договор

Договор подписан между СССР и Финляндией в 1962 г.

Протяженность арендуемой части

Протяженность арендуемой части канала – 19,6 км.

Условия договора

Согласно документу от 1962 г., срок пользования истекал в 2013 г., потому что был подписан сроком на полвека. Поэтому в 2010 г. сторонами было согласовано подписание новой редакции российско-финского договора. Он начал действовать в феврале 2012 г.

Согласно документу, Финляндии на 50 лет передается в аренду часть территории РФ – водного пути с прилегающей к ней акватории и участком земли. При этом финляндской стороной запрещается использование природных ресурсов.

Финляндия возложила на себя обязательство реконструировать Сайменский канал, а СССР – построить на нем мосты и иные сооружения на финские средства. Предусматривалось, что стоимость аренды будет изменять в случае девальвации или ревальвации рубля. В 1990-е гг. размер платы был изменен. В 2006 г. сумма платы вновь была пересмотрена.

По условиям договора, постоянная плата за аренду была 1220 тыс. евро в год. За единицу валовой вместимости суден, прошедших по торговому пути, предусмотрена плата в 18 евроцентов.

Продолжительность аренды

Время действия аренды канала между Россией и Финляндией составляет 50 лет.

Когда заканчивается договор аренды

Срок договора относительно части, принадлежащей РФ, истекает в 2063 г.

Россия может приостановить действие договора

Россия откорректирует действие договора, если Финляндия станет членом Северо-Атлантического альянса. По состоянию на 2023 г., эта страна продолжает арендовать российскую часть водного пути.

Сайменские шлюзы

Всего имеется 8 шлюзов, 5 из которых – на территориях РФ, контролируемых ФГУ «Сайменский канал».

Старые

Старые шлюзы сооружены их гранитных блоков. Были одно-, двух- и трехкамерные сооружения. Всюду были установлены ворота из разного количества створок. Ворота открывались и закрывались в ручной способ, а для регуляции уровня воды применялись затворы.

Схема старых шлюзов Сайменского канала

В разное время на старом Сайменском канале были такие шлюзы:

  • Лауритсала;
  • Мялкия;
  • Малая Мустола;
  • Туохимяки;
  • Туомая;
  • Ряйхя;
  • Малый Пялли;
  • Большой Пялли;
  • Лиетъярви;
  • Ряттиярви;
  • Сяркиярви;
  • Парвила;
  • Юстила;
  • Лавола.

Лучше всего сохранился шлюз «Малая Пустола». Сохранились нижние ворота с механизмами регуляции уровня вода. Верхние ворота не сохранились. В течение 2008 – 2009 гг. здесь проводились реставрационные работы, сооружен пешеходный мост.

Новые

Новые шлюзы все имеют одну камеру, нижние ворота – с двумя створками, а те, что расположены в верхней части – плоские. Их ворота и устройства изменения уровня воды работают на электричестве. Первоначально у каждого шлюза был пульт управления. Однако с 2002 г. применяется дистанционное управление. Шлюзы сооружались из бетона, отдельные выдалбливались в скалах.

Часть Сайменских шлюзов имеет разводные мосты. Они установлены в нижнем бьефе.

Длина шлюзов – 85 м, ширина – 13,2 м. Они рассчитаны на такие габариты морских транспортных средств:

  • длина – 82 м;
  • ширина – 12,2 м;
  • глубина осадки – 435 см;
  • высота мачты – 24,5 м.

Максимальный спад высоты на пункте «Мялкия» – 12,4 метра, а минимальный – на «Цветочном» – всего 5,5 м.

Схема шлюзов Сайменского канала

Шлюзы имеют такие названия:

  1. Брусничное;
  2. Искровка;
  3. Цветочное;
  4. Илистое;
  5. Пялли;
  6. Соскуа;
  7. Мустола;
  8. Мялкия.

Первые пять шлюзов – на территории, арендованной Финляндией у России.

Рыбалка

Это место нельзя назвать отличным для рыбалки. Из-за браконьерства количество рыбы постоянно уменьшается. Здесь живут промышленные виды рыб.

Наиболее привлекательное место для рыбной ловли – Новинский залив, между Павловским мостом и шлюзом «Брусничное» и в бухте «Защитная», в конце канала. Однако и в этих местах большая рыба почти не встречается.

Экскурсии

Берега Сайменского канала в Выборге живописные, здесь очень красивая природа и есть места для отдыха. Встречаются садоводства, и на их территории есть пляжи, правда, незначительные по площади. В теплое время года можно заказать экскурсии из Выборга или Петербурга к финской Лаппеэнранте. В ходе круизов туристы могут посетить и другие живописные города. Все зависит от наполненности выбранного тура.

Обычно круизы по Сайменскому каналу занимают несколько дней. Туристам доступны предложения, когда в Финляндию можно плыть по воде, а обратно ехать автобусом. Такое комбинированное путешествие проходит быстрее. На берегах есть много исторических мест – старых шлюзов, памятных знаков.

Значение Сайменского канала для Финляндии

С начала эксплуатации экономическое значение этого транспортного пути для Финляндии было огромным. К примеру, население Карелии, Саволакса стало независимым от порта Ботнического залива и Ладожского озера (они располагаются далеко от этих регионов). В честь открытия канала финский поэт Захариас Топелиус написал торжественный стих.

Канал является стратегическим и для современной страны. Он дает выход на Выборг. При транспортировке крупногабаритных и сыпучих грузов используется именно этот путь.

Также он имеет природоохранное, общественное, культурное значение. Он сохраняет рабочие места и в значительной степени поддерживает грузопоток. Для грузов, проходящих по Сайменскому каналу из Выборга, не взимается навигационный сбор.

Краткая история объекта

После войны между Россией и Швецией в начале 19 века Финляндия вошла в состав России. Значительное внимание уделялось развитию этого региона, и был поднят вопрос о строительстве водной дороги, соединяющей водоем Сайма и Финский пролив. Проект требовал постройку шлюзов, потому что уровень озера находился выше моря на 75 м.

Сайменский канал. Шлюз Лауритсала, 1889

Канал между озерами строился 11 лет, и к работам были привлечены шведские инженеры. Всего было прорыто более 36 км. Остальная часть транспортного пути пришлась на реки и озера. Примечательно, что строительство объекта обошлось властям дешевле, нежели планировалось ранее. В него было вложено 12 млн. финских марок, и окупилась эта сумма за четверть века.

Сайменский канал, 1908 год

Строительство водного пролива положительно повлияло на развитие экономики Финляндии: на него приходилась значительная часть грузооборота. Количество пароходов, курсирующих по водной артерии, стремительно увеличивалась. После 1917 года отношения между Финляндией и Россией, потом СССР были напряженными. Началась реконструкция шлюзов.

Статья в газете “Karjala” от 14 мая 1935 года

В период Второй мировой войны транспортного движения в этом регионе не было. С 1948 г. между странами начались переговоры о возобновлении эксплуатации транспортной артерии, и Финляндия отдала России ее часть. Это было связано с тем, что финны были заинтересованы в водном пути.

Сайменский канал. Шлюз Лауритсала, 1950-1965 гг.

Решение об эксплуатации было подписано в 1962 г. После реконструкции через 6 лет началось движение транспортных средств. В 2012 г. был подписан новый договор.

Фото

Сайменский канал имеет важное экономическое значение для Финляндии. С его помощью осуществляется большинство грузоперевозок в страны Европы. Кроме того, он выполняет природоохранную, рекреационную и историко-культурную ценность. Вопросы, касающиеся эксплуатации этого водного пути Россией и Финляндией урегулированы до 2063 г.